Административные споры

Еще с 1992 года, после утверждения концепции судебно-правовой реформы, в Украине вели речь о формировании административных судов. В 2002 году Президент Украины подписал Указ №889, согласно которому было постановлено создать Высший административный суд Украины. 16 ноября 2004 года был подписан Указ Президента об образовании местных и апелляционных административных судов, которые начали создаваться с 1 января 2005 года. Но лишь 6 июля 2005 года Верховная Рада Украины приняла Кодекс административного судопроизводства (КАС), который вступил в силу 1 сентября 2005 года.

Какие же споры рассматриваются административным судом? Административные суды рассматривают споры, которые относятся к сфере публично-правовых взаимоотношений. То есть, главным условием обращения с жалобой в административный суд является наличие публично-правового спора между гражданином и органом власти. Скажем, гражданин может обжаловать отказ зарегистрировать или поставить на учет транспортное средство. Или, в частности, постановление сессии городского совета, например о запрете приватизации жилья в исторической части города. Однако в административном суде нельзя ставить вопрос о конституционности законов Верховной Рады, указов Президента, постановлений и распоряжений Кабинета Министров или нормативных актов АР Крым, так как все нормативные акты проверяет на соответствие Конституции Украины исключительно Конституционный Суд Украины. Кроме того, основанием обращения в административный суд не может быть отказ в возбуждении уголовного дела или затягивании сроков досудебного следствия, поскольку обжалование этих вопросов регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

Таким образом, для того, чтобы дело рассматривалось в порядке Кодекса административного судопроизводства, необходимо наличие публично-правовых отношений. То есть одним из участников спора должен быть субъект властных полномочий. Если это должностное лицо предприятия, учреждения или организации, а не субъект властных полномочий, то его бездеятельность или решение этого лица следует обжаловать в порядке гражданского судопроизводства. Скажем, когда вашего ребенка не зачислили в частную гимназию или есть решения приемной комиссии при высшем учебном заведении о не зачислении поступающего на стационарную или заочную форму обучения, то Кодекс административного судопроизводства не регулирует эти вопросы, поскольку иск не касается субъекта властных полномочий. Так же это касается, скажем, отказа доктора предоставить вам бесплатное лечение, если вы болеете. Такие требования касаются уже частно-правового спора.

В связи с этим, одним из важнейших вопросов, возникших перед судебной системой в связи со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Украины и созданием системы административных судов, является вопрос о разграничении подведомственности различных категорий дел.

26 декабря 2005 года Верховный Суд Украины направил хозяйственным судам информационное письмо №3.2.-2005 «О некоторых вопросах, связанных с разграничением компетенции хозяйственных и административных судов», согласно которого даются следующие рекомендации:

Статья 17 КАС устанавливает категории споров, на которые распространяется компетенция административных судов. Некоторые из этих споров, как указывает Верховный Суд Украины в упомянутом информационном письме, могут «пересекаться» с хозяйственными спорами. Это споры лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездеятельности; споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, а также споры по поводу заключения и исполнения административных договоров; споры по обращениям субъекта властных полномочий в случаях, предусмотренных законодательством.

Понятие «субъекта властных полномочий» определено в ст. 3 КАС Украины – это орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностные или служебные лица или другой субъект осуществляющий властные управленческие функции на основании законодательства, в том числе выполняющий делегированные полномочия.

То есть, главным и единственным признаком субъекта властных полномочий является осуществление этим субъектом властных функций, при этом эти функции должны осуществляться субъектом именно в тех правоотношениях, в которых возник спор.

Но, необходимо учитывать те случаи, когда в спорных правоотношениях не осуществляются выше упомянутые управленческие функции (относительно другого субъекта, который является участником спора), тогда такой субъект не находится «при осуществлении управленческих полномочий» и не имеет установленных нормами КАС необходимых признаков субъекта властных полномочий.

Таким образом, административные споры принято считать одним из наиболее трудных правовых институтов в современной юридической практике. Сложность заключается в том, что одной из сторон таких дел является субъект властных полномочий. Административные споры возникают между государственными органами, с одной стороны, и частными предпринимателями и организациями – с другой. С большим трудом сегодня можно найти такого предпринимателя, который не сталкивался бы в своей практике с проверками различных государственных органов. Неминуемые последствия таких проверок – вынесение предписаний и санкции в виде штрафов. Проверять Вас могут прийти и налоговая инспекция, и МЧС, и СЭС.

Чтобы не быть погребенным под всеми этими проверками, необходимо обладать обширными знаниями в правовой сфере, юридическая безграмотность может привести к тяжелым последствиям для Вашего бизнеса. Поэтому самым оптимальным при возникновении необходимости административных споров будет решение использовать услуги юриста.

Значительную часть административных споров с участием субъектов предпринимательской деятельности рассматривается административным судом, однако споры подобного рода могут быть рассмотрены и в судах общей юрисдикции. Данная категория споров включает в себя немало аспектов: это дела об оспаривании правовых актов, об административных правонарушениях, о взыскании обязательных платежей и санкций, об оспаривании решений, действий (или бездействия) органов гос. власти, о признании недействительными нормативно-правовых актов частично или полностью. Любой из этих аспектов требует достаточной юридической подкованности, все тонкости административного спора может держать под контролем лишь опытный адвокат по этим делам.

Специалисты Юридической компании «LUX LAWYER COMPANY»  всегда готовы оказать Вам помощь при разбирательстве в суде. Успешное для частного предпринимателя или организации разрешение административного спора всецело зависит от понимания правовой основы спора, а также умения применить теорию на практике. Наши юристы ведут комплексную работу по защите доверителя при административном споре. Большой опыт обжалования решений и действий органов власти, сбор доказательств по делу, правильно сформулированная правовая позиция уже на стадии инициации административного дела – все это увеличивает шансы на положительный исход Вашего дела в суде. 

Не рискуйте своей репутацией и репутацией Вашего бизнеса – воспользуйтесь услугами нашего юриста при административных спорах!